
Когда смотришь на карту Африки - то Эфиопия кажется небольшой. Но сейчас в Эфиопии живет более 90 миллионов людей, очень многих племен и наций (их там около 100). То есть это достаточно большая страна, площадью где-то в два раза больше Украины. Находится она близко к экватору, но на значительной части страны климат в основном довольно умеренный. Это потому, что большая ее часть находится на высоком плоскогорье, на высоте где-то от 1200 м. и выше, а самые высокие горы поднимаются выше 4 км.
Эфиопия является одним из немногих мест на Земле, где не только зародилось человечество, то есть где обезьяны сошли с деревьев на землю, не просто, чтоб стрельнуть закурить... Это также одно из немногих мест, где создавались человеческие цивилизации, то есть где люди одомашнили дикие растения, и приручили диких животных. Ну и благодаря этому сделали шаг вперед в развитии производства продовольствия, а уже избыток этих продуктов привел к развитию общества, государства, религии, науки, техники, изобретений и т.д. И одной из этих одомашненных в Эфиопии растений стал кофе.
Эфиопия – страна с историей
Так вот о кофе – пожалуй, хотелось бы немного подробнее. Ученые сходятся на том, что кофе происходит как раз отсюда, где-то с запада Эфиопии или юго-востока Судана. Постепенно это растение разнесли по всем пригодным для выращивания местам. Эта история очень длинная и сложная, поэтому чтобы лучше понимать, что там происходит с кофе, культурой и бизнесом, надо сначала нарисовать схематический исторический фон. Не углубляясь слишком далеко в древности - где-то в 1938 большую часть Эфиопии захватила Италия. Как обычно бывает в истории, у них был диктатор, или «великий президент», хотя и росточком невелик, звали его Муссолини. Пользуясь преимуществом в вооружении они полезли «защищать италоязичних граждан» и т.д., одна и та же старая песня ... и убили тысяч 300 эфиопов.
Страной тогда правил император Хайле Селассие (еще его некоторая веселая часть человечества называет Рас Тафари). Он бежал в Англию, а затем уже в 1942 Англия ударила с юга, из Кении (своей тогда колонии), а эфиопские беженцы во главе с императором ударили из Судана и вместе они выгнали итальянцев. Через пару лет «великий президент» Муссолини - кончил свои дни, вися на веревке. А император и правящие круги Эфиопии начали долгие и постоянные «вялотекущей» реформы. Реформировали-реформировали, народу все время казалось что медленно и не так, все хотели справедливости, смотрели на «справедливость в мире» государство СССР и в 1975 военные устроили мятеж, то есть хунту. Хунта была настоящая, они сбросили императора, потом его расстреляли и начали «строить коммунизм». Понаехали туда советских советников, в «союз» на обучение поехало много студентов, по Эфиопии стали делать колхозы, кооперативы, укрупнять, ломать. А «ломать не строить». Главное, что они сделали - отобрали землю в предыдущих больших и малых феодалов и начали раздавать мелким фермерам. Вокруг этого обычно шла нешуточная борьба. Много народу по тюрьмам потеряли, постреляли (по разным подсчетам - от 100 до 500 тысяч). Даже религию начали притеснять. И до управлялись к тому, что в 1991 новая революция этих коммунистов прогнала, лидер их (великий друг народа товарищ Менгисту Хайле Мариам) до этого времени где-то в Ростове (ой пардон, в Зимбабве - карандаши ломает и пишет мемуары). «Ясный пень», на востоке страны появились сепаратисты (Эритрея), с ними долго воевали. Как обычно воевали там и с одной стороны Украинцы с другой русские и наоборот. В конце концов - Эритрея откололась и в Эфиопии выхода к морю не осталось. Но были там долгие, мирные, международные переговоры и морскими воротами в мир для Эфиопии стал порт Джибути.
Это порт на пустынном берегу Индийского океана. Порт охраняют 10 000 французских военных (типа иностранный легион), их охраняет 20 000 местных проституток, ну а руками работают пару тысяч водителей и портовых рабочих, грузят на пароходы контейнеры с экспортом-импортом для Эфиопии. А основной экспорт - это кофе.
Вот карта основных районов производства кофе:
Весомые объемы производства кофе
Всего Эфиопия в год производит от 6 до 7 миллионов мешков кофе. В более отдаленные от нас времена, где-то до начала ХХ века было широко известно два сорта эфиопского кофе - Харар и Абиссиния. Постепенно уже в ХХ веке, с развитием транспорта и бизнеса эти «общие» районы начали делиться и развиваться и сейчас мы знаем уже значительно больше таких районов- на этой карте они подписаны синим шрифтом.
Параллельно в Эфиопии со времен после 2 мировой войны начали создавать агрономические исследовательские и селекционные лаборатории (на желтой карте видно их, они есть в каждом районе, а главный центр - в Джими).
Более новые веяния, это уже где-то 2004 - когда правительство Эфиопии подало заявки на международное признание некоторых своих сортов кофе, как товара уникального по географическому происхождению. Такими местами происхождения стали Харар, Сидамо и Йоргачиф.
Но выращивание, обработка, транспортировка, хранение кофе оставались достаточно разноплановыми. И как всегда наиболее пострадавшими от этой разноплановости были фермеры, то есть те, кто выращивает кофе. Как обычно, «сливки», то есть прибыль зарабатывали переработчики, торговцы и различные «воротилы-коррупционеры». Кофе на местах скупали за бесценок, потом так же дешево продавали своим оффшорным компаниям, а те составляли жирные прибыли на швейцарских счетах. А фермеры едва сводили концы с концами. Качеством кофе опекались в основном государственные органы - министерства там, комиссии. В них была выстроена бизнес-структура, все посредники - скупщики, кооперативы, мельницы, склады, транспорт, подготовка к экспорту. Они формировали цены на рынке и в них оставалась львиная доля прибыли. И такие проблемы были не только с кофе, но и с многими другими сельскохозяйственными культурами.
А население же росло. Если в 1980 было около 29 миллионов, в начале 2000-х уже за 80, то сейчас очевидно уже более 90. В засушливых районах зачастую, раз в несколько лет - случаются засухи и голод. Бывает, что за год там от голода гибнут десятки, а иногда и сотни тысяч людей. Сельское хозяйство остается достаточно патриархальным - в основном там используется ручной труд (мотыга, серпы, косы) и тягловый скот (быки и мулы) с безотвальным плугом. Там ни кто, ни разу не видел не то что комбайна, а даже стоящего трактора.
Чтоб как-то сделать прозрачным и справедливым формирования цен на сельскохозяйственные товары и чтобы перераспределить доходы ближе к производителям, правительство в 2008 году основало Эфиопскую Товарную Биржу. И когда правительство начало эту реформу, связанную с биржей - то в кофейных кругах начался определенный саботаж. Несколько месяцев продолжалась «подковерная» борьба, кофе не экспортировалось, началась легкая паника среди покупателей по всему миру. Тогда правительство «стукнуло кулаком по столу», ряд крупнейших экспортеров обвинили в удержании кофе, у них отобрали лицензии на экспорт, даже кофе со складов конфисковали. Правительство поменяло структуру экспорта, выдав 7-8 лицензий крупным торговым фирмам, которые были зарегистрированы как члены этой биржи. Государственные склады и перерабатывающие мощности были переориентированы под работу через биржу. Эта схема выглядела в начале так: на местах кооперативные мельницы перерабатывали кофе, покупая ее от фермеров. Формировали стандартные лоты (это примерно 10-тонная машина). Две таких машины, переработанных и подготовленных для экспорта - формировали экспортный лот - 320 мешков. Эти лоты доставлялись на уполномоченные составы. На складах специальные люди отбирали образцы, примерно 1 кг, по 30 грамм с 30 мешков каждого лота. Нумеровали их и передавали в лабораторию. Там еще раз перенумеровывали, то есть шифровали, чтобы оценивали «втемную», дабы избежать злоупотреблений с качеством. И в лаборатории специалисты по утвержденной на основе многолетнего опыта таблицы и методике - присваивали кофе грейд, то есть сорт. В этом грейдировании качественные параметры зеленого зерна весят 40% (вид, цвет, запах), а вкусо-ароматические характеристики весят 60% (чистота, кислинка, тело, букет).
Неполные лоты при подготовке к экспорту смешивают с другими лотами, такого же уровня качества. И потом по номерам выставляли эти лоты на бирже, где члены биржи или покупают эти лоты на себя, или по заказу иностранных или местных клиентов, формируя цену в зависимости от спроса и предложения. Но на себя они могли покупать не много и не надолго, чтобы не допустить удержания кофе и спекуляции.Производство спешалити кофе (англ. Specialty coffee)
За прошедшее время (1970-90 годы) в мире появилось много любителей спешалити кофе и чтобы и их тоже удовлетворить - практически сразу в эту структуру начали вносить поправки, постоянно ее реформировать и совершенствовать. И сейчас экспортом имеют право заниматься не только биржевые компании, а еще и кооперативные союзы и крупные частные фермы, которые начали формироваться примерно в это же время. Сначала для них на бирже была создана система DST (direct speciality trade – прямая специализированная торговля). Для продажи своего кофе через эту систему производитель должен доставить свой лот (минимум 30 мешков) на уполномоченный склад. Там лот примут на хранение, оценят (присвоят грейд) и если этот лот действительно имеет качество спешиалити, то его можно будет продать во время специальных торгов такими лотами. Но логистика доставки таких мелких лотов - оказалась очень сложной. Были случаи, когда такие «сборные» лоты собирали и доставляли по назначению по 8 месяцев. Поэтому уже несколько лет в число лицензированных экспортеров добавили частные фермы, то есть фермеров, имеющих полный цикл производства, от земли и перерабатывающей мельницы до складов и офиса в столице или в Джибути. А также - экспортировать свой кофе имеют право кооперативные союзы. Сейчас их четыре - Оромия, Сидамо, Йоргачиф и Кафа. Это мощные предприятия, которые объединяют тысячи кофейных кооперативов. С появлением конкуренции появились такие доселе невиданные новинки, как двойные мешки Грайне-о, вакуумная упаковка, загрузка мешков в контейнеры не в Джибути, а на складах хранения кофе, и еще и без использования крюков для передвижения мешков. Это все конечно очень повлияло на повышение качества и на удовлетворение покупателей по всему миру.
Но как и 10, и 20, и 200 лет назад - вы до сих пор не сможете увидеть на мешке эфиопского кофе название его производителя. В лучшем случае - там будет указано название экспортера и "Product of Ethiopia".
Но среди последних «веяний» - ходят слухи, что правительство Эфиопии хочет добиться того, чтобы каждый мешок эфиопского кофе, независимо от уровня качества - была возможность проследить до уровня кооператива или фермера. Вроде бы уже есть какие-то предварительные соглашения с какой-то калифорнийской фирмой с «Силиконовой Долины», которая берется сделать технологию отслеживания каждого мешка. И если у них это получится - то может скоро уже мы будем знать, кто и где изготовил каждый мешок эфиопского кофе. Независимо от того, это Джима грейд 5, которой изготовлено 540 000 мешков, или Йоргачиф Грейд-3 с кооператива Борбоя, которого сделали 40 мешков.
А теперь плавно перейдем к самым популярным кофейным районам Эфиопии:
Сидамо
Кофе растет на высотах от 1 400 до 2 200 метров.
Приблизительное общее производство 37 000 тонн (620 тысяч мешков) в год, площадь около 61 000 га.
7-8 разных оттенков букета, в зависимости от района.
Основная характеристика - фруктовый.
Йоргачиф
Высота 1 500 до 2 200 метров, примерно 28 000 тонн/год (450 тысяч мешков), с площади 42 000 га.
Основная характеристика - цветочный.
А на заврешення - можно посмотреть этот фильм наших друзей: